Великий мошенник, сколотивший миллионы на подделках, полюбившихся миру

Великий мошенник, сколотивший миллионы на подделках, полюбившихся миру

Полтора века назад на свет появился человек, перевернувший бриллиантовый мир и давший новый свет искусным подделкам, которые заняли свою нишу в мире и даже спустя десятилетия после его смерти продолжают оставаться одними из самых востребованных изделий. К созданию искусственных бриллиантов можно относиться по-разному: либо называть мошенничеством и подделкой драгоценных камней, либо считать это искусством имитации, позволяющим сэкономить на украшениях. И то и другое утверждения в равной степени верны. Поэтому Даниэля Сваровски называли и хитрым мошенником, и мастером иллюзий, и ювелирным мэтром. Один факт неоспорим: как бы ни именовали бизнес Даниэля Сваровски, он сумел превратить свою компанию в главного в мире производителя кристаллов.

Подделывать драгоценные камни люди стремились с незапамятных времен. Это ремесло всегда было средством обмана и незаконной наживы. Но в истории ювелирного искусства есть два человека, о которых до сих пор продолжают вести разговоры, несмотря на то, что оба они давно переселились в лучший мир…

Первый из них — это Жорж Фредерик Страсс, «знаменитый» криминальный деятель, мошенник и имитатор драгоценных камней и металлов, наживший себе крупное состояние. Именно в его честь искусственные бриллианты названы стразами, но сам ювелир так и остался в истории авантюристом-одиночкой.

Но, возможно, не появись в XVIII веке Жорж Фредерик Страсс, не появился бы спустя 100 лет и Даниель Сваровски (Daniel Swarovski), второй знаменитый ювелирный мэтр. То, что когда-то было подделкой и выпускалось Страссом, в руках Сваровски стало новым модным брендом. И, не в пример первому, этот гений стекольной промышленности до самых своих последних дней слыл человеком исключительной порядочности и кристальной честности: он был законопослушным бизнесменом, и его репутация сверкала такой же безукоризненной чистотой, как и его знаменитые хрустальные «алмазы», которые до сих пор дарят многим людям светский блеск, престиж и право на избранность. Ведь, в отличии от Страсса, факт имитации своих камней Сваровски никогда не скрывал, так как был настолько уверен в самобытной красоте хрусталя, что искренне полагал, что он может заменить настоящие бриллианты, а значит, может выполнять ту же социальную функцию. И вот, люди, которые не могли позволить себе дорогие украшения, в стразах от Сваровски стали чувствовать себя равными наследным принцам и нефтяным баронам. А сам основатель бренда мог с уверенность сказать, что он завоевал мир честной игрой — потому что предложил рынку уникальный товар…

Даниель Сваровски родился 24 октября 1862 года в Георгентале, маленькой деревне в Северной Богемии, которая входила в состав Австро-Венгерской империи и еще с начала XVIII века славилась знаменитым богемским стеклом. В те времена в доме у каждого уважающего себя богемца работала стекольная мастерская. Не был исключением и отец Даниеля, но особым размахом предприятие его явно не отличалось. Из стекла он изготавливал бижутерию, заколки для волос и прочие аксессуары. Все это — для домашних нужд и розничной торговли, не больше. Впрочем, не таков был Даниель, чтобы всю жизнь довольствоваться тем, что дали ему обстоятельства при рождении — он хотел большего. Однажды в его жизнь вошли музыка и скрипичное искусство, и он стал всерьез мечтать о будущем великого скрипача. Но судьба распорядилась иначе, и по каким-то причинам музыку молодому человеку пришлось оставить. Вместо нее он выбрал более прозаическую профессию и в 1860 году покинул родную Богемию ради Парижа, где начал учиться на инженера.

Вскоре Сваровски всерьез заинтересовался электротехникой и конструированием электроприборов и, дабы лучше познакомиться с новейшими разработками в этой области, в 1883 году отправился на Первую электрическую выставку в Вене. Именно там его посетила гениальная мысль: нельзя ли приспособить электрический ток для шлифовки стекла? Оказалось, что можно. И хотя на опыты ушло около десяти лет, в 1892 году молодому инженеру все же посчастливилось: он получил патент на свое первое изобретение — электрическую шлифовальную машину, позволяющую обрабатывать хрусталь очень быстро и качественно. Теперь производство «драгоценных» кристаллов можно было сделать массовым.

Тогда-то Даниель и решил открыть собственное дело. Впрочем, возвращаться в свою родную деревушку Сваровски не стал. Возможно, он посчитал, что в ней работает слишком большое количество мастеров, которые могут составить ему конкуренцию. Как бы то ни было, но Даниель отправился в деревушку Ваттенс, располагавшуюся рядом с Тиролем (Австрия).

В октябре 1895 года небольшой тирольский поселок Ваттенс (Австрия), неизбалованный шумными событиями, переживал доселе невиданное оживление. Еще бы, сюда вдруг нагрянула целая группа бизнесменов, возглавляемая Даниелем Сваровски, пожелавшая открыть в здешних живописных местах на заброшенной и полуразрушенной фабрике завод по производству изделий из хрусталя. Стоит отметить, что Тироль был выбран основателем бренда не случайно: предусмотрительный инженер быстро оценил высокие гидроэлектроэнергетические запасы этого края, необходимые для потребностей его производства.

Знала бы живописная деревушка (позже превратившаяся в городок), что принесут ей эти нежданные гости! Пройдут годы, и тихое местечко станет сердцем хрустальной империи Даниеля Сваровски. В эти красивые, укрытые австрийскими Альпами места устремятся тысячи туристов и фанатов изделий фирмы, чтобы оказаться в центре хрустальной сказки.

Сначала компания сдержанно называлась «D.S. & Co» (то есть «Даниель Сваровски и Компания»). Дела сразу пошли неплохо, и в 1900 году Сваровски расширил помещение и нанял еще 200 рабочих. Тогда предприятие и получило свое нынешнее название — Swarovski. А уже в 1911 году, вместе со своими сыновьями Вильгельмом, Фридрихом и Альфредом, Даниель создал главный секрет семьи Сваровски — формулу состава исходных смесей, необходимых для изготовления хрусталя, обладающего несравненной прозрачностью и блеском. Этот технологический состав до настоящего времени является тайной компании и хранится в строжайшем секрете, а стразы Swarovski отличаются от конкурентов тем, что они заметно ярче блистают и на деле трудноотличимы от бриллиантов. Новая технология позволила Сваровски наладить массовый выпуск ювелирных изделий. И время было как нельзя более подходящее: начиналась эпоха бижутерии.

На протяжении долгих веков модницы относились к имитациям драгоценных камней презрительно и не спешили признаваться, что подобный экономичный вариант украшений присутствует в их гардеробе. Однако в начале ХХ века все изменилось: мир и общественные отношения стали другими, женщины стали более социально активны и динамичны, вместе с короткими юбками и практичными стрижками в их мир вошли универсальные и демократичные по цене украшения. Конечно, бриллиантам суждено было навеки остаться «лучшими друзьями девушек», но кто сказал, что у девушки не должно быть много подруг?

А тут еще и две законодательницы моды начала ХХ века и непримиримые соперницы — Коко Шанель и Эльза Скьяпарелли — во всеуслышание объявили войну устоявшимся стереотипам, и смело стали использовать в своих коллекциях бижутерию.

Коко Шанель, вообще полагала, что чем больше у женщины «всяких штучек», тем даже лучше. «Имитация – это самая честная форма лести, – говорила она о бижутерии. – Украшений должно быть много, но если они настоящие — это отдает хвастовством и дурным вкусом». Она и сама не брезговала появляться на званых вечерах в миксе из настоящих драгоценных украшений и подделок, и последние порой смотрелись гораздо выигрышнее своих благородных собратьев.
Вскоре эстафету повального увлечения «стекляшками» подхватили и другие дизайнеры. Модели самых популярных домов моды стали сиять и искриться всевозможными стразами, пайетками, бисером. Бижутерия перестала быть дурным тоном даже при королевских дворах Европы!

Благодаря Сваровски и сегодня многие звезды шоу-бизнеса получают возможность блистать шикарными нарядами, которые запоминаются всем и навсегда.

И вот тут-то и пришло время Даниеля. Модницы Парижа и Санкт-Петербурга, куда он отправил первые образцы украшений, пришли от вещичек Сваровски в полный восторг! Заказы на хрустальные «бриллианты» посыпались на него как из рога изобилия. Так вчерашняя падчерица рынка украшений — бижутерия превратилась в его хозяйку, и так появилось такое понятие, как «элитарная бижутерия», где ведущую роль стала играть продукция Swarovski.

Для небольшой австрийской фирмы наступили золотые времена. Оказалось, что во всем мире только Даниель умеет делать такие прекрасные, дорогие на вид кристаллы. Его милые «побрякушки», произведенные в тирольской деревушке, стали известны во всем мире. Главные конкуренты предпринимателя — знаменитые стеклянные заводы Венеции — оказались на грани разорения. Да что там Венеция! Многие тогда пробовали заниматься промышленной огранкой камней. Тогда-то и выяснилось, что сила Сваровски не столько в станках, сколько в формуле, которую он разработал для варки своего хрусталя, и которую так тщательно скрывает ото всех. Даже богемские стеклодувы не смогли превзойти своего земляка…

Что еще примечательно, так то, что фирма смогла пережить две войны, не уронив своей марки и не обанкротившись. Так, в годы Первой мировой войны, когда спрос на ювелирную продукцию в Европе резко упал, компания наладила выпуск инструментов и абразивных материалов для точильных и гранильных станков, за счет чего и спаслась от разорения (эту продукцию фирма производит и по сей день под маркой Tyrolit). Затем, в 1929 году ассортимент еще более расширился — фирма начала выпуск стекол-отражателей для автомобилей и другой техники под маркой Swareflex. В 1935 году компания открыла также производство оптических приборов под маркой Habicht.

На сегодня Swarovski — самое крупное частное предприятие в Тироле и одна из самых успешных компаний Австрии, на фабриках которой работает свыше 12 тыс. человек. Она имеет множество дочерних предприятий и десятки торговых компаний в ведущих странах мира. При этом компания остается семейным бизнесом.

Во время Второй мировой войны модные дома Европы, естественно, потерпели крах. Кристаллы и стеклярус стали ненужными. Однако предприимчивый Даниель только ему известными способами умудрился обойти все немецкие препоны (Австрия была аннексирована гитлеровской Германией) и наладить сбыт своей кристальной продукции в Соединенных Штатах.

С восстановлением мирной жизни в Европе вновь появился спрос на модную одежду. Swarovski установила контакты с новыми домами высокой моды в Европе и Америке. Фирма, наряду с выпуском массовой продукции, начала выполнять и эксклюзивные заказы. Именно в это время раскрылся талант внука Даниеля — Манфреда. В середине 50-х он сумел создать технологию производства разноцветных кристаллов. Камень стал переливаться всеми цветами радуги. И опять Swarowski попала в точку! До них цвет камням не придавал никто, так что это была своего рода революция. Причем революция, которая быстро нашла отклик у общества. Цветные кристаллы Swarowski сразу же вошли в моду и стали признаком роскоши. Эксклюзивные красиво ограненные стразы большого размера стали котироваться на уровне драгоценных камней. Между тем, технологию изготовления стразов фирма продолжала хранить в секрете. Солидные конкуренты вновь оказались на грани разорения…

Для многих людей Даниель Сваровски останется в памяти настоящей мерцающей загадкой. Ведь совсем непонятно, как один человек смог воплотить мечты миллионов женщин о ярких и эпатажных украшениях?

А возможно, все обстоит намного проще — талантливый инженер из Богемии, увлеченный своими идеями, он вовсе и не собирался менять определяющего тенденции развития мировой моды. Изобретая новую технологию обработки стекла, быть может, он и сам-то не сразу понял, что перевернул глобальные представления о роскоши и изысканности. Ведь по сути, Сваровски поставил на общий поток светский блеск, престиж, право на избранность и другие иллюзии, которые ассоциируются у людей с драгоценными камушками. Его «бриллианты» были мистическими – это не богатство, но иллюзия богатства. С приходом Даниеля даже средней руки чиновник мог презентовать жене или подруге элегантную хрустальную штучку (чем не драгоценность!), не будучи заподозрен в растрате. Поговорка «Не всё то золото, что блестит» была опровергнута. Блеск оказался важнее. И это доказал Даниель Сваровски — Мастер иллюзий…

Благодаря линии люстр Swarovski родилось еще одно направление, сегодня очень известное, — создание сувенирных хрустальных фигурок. Дело было так: под Рождество 1976 года кто-то в компании то ли в шутку, то ли всерьез взял и собрал из четырех подвесок для люстры фигурку мышки. Идея настолько понравилась, что ее решили продолжить. Так родилась коллекционная серия украшений Silver Crystal. Сегодня в этой дружной семье зверюшек около 300 различных фигурок. Забавные лебеди, носороги, ежики, лошади, оленята так полюбились людям, что вскоре был создан специальный «Клуб коллекционеров изделий от Swarovski», в который входят около полумиллиона человек со всего мира. Каждому из них раз в год дизайнеры преподносят фигурку, сделанную по специальным эскизам. Настолько специальным, что все инструменты, использованные для производства фигурок, и сами эскизы безжалостно уничтожаются, чтобы никто никогда не смог приблизиться к разгадке хрусталя Swarovski. Вещичка же приобретет статус эксклюзивной, цена которой колеблется от $30 до $600.

Коллекционная серия украшений Silver Crystal

В 1993 году компания меняет свой старый логотип — эдельвейс — на новый. Теперь известным международным знаком Swarovski становится лебедь. Как воплощение чистоты, элегантности и чудесного превращения…

В музее, открытом в 2005 году, кроме всевозможных ярких экспонатов, выставлены и самый маленький и самый большой из хрустальных кристаллов Сваровски, вошедшие в Книгу рекордов Гиннеса. Вес гиганта — 310000 карат (примерно 62 килограмма), диаметр — 40 сантиметров. В 2004 году Swarovski создала еще больший кристалл в 274 см в диаметре и весом почти в 250 кг, превышающий размерами звезду на рождественской ёлке Центра Рокфеллера в Нью-Йорке.
Самый маленький кристалл можно увидеть только в микроскоп. Его диаметр всего 0,8 миллиметра.

Но более всего поражает тот факт, что, как и в те давние времена, техника, технологии, нюансы мастерства и сегодня остаются за семью замками, тогда как сами изделия выставлены на всеобщее обозрение без всяких проблем… Завет Даниеля Сваровски о «тайне создания» строго соблюдается и во всех филиалах и дочерних компаниях фирмы, какую бы продукцию они ни выпускали…

Источник: you-journal.ru

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook: