Когда бизоны вернутся, последует ли за ними экосистема?

Когда бизоны вернутся, последует ли за ними экосистема?

Попытки вернуть диких бизонов на Великие равнины направлены на восстановление местности, находящейся под сильнейшей угрозой исчезновения, и на повышение устойчивости к климатическим изменениям.

Bison by the Midway Geyser Basin in Yellowstone National Park

Пасмурным октябрьским днем на бизоньем ранчо Wolfcrow в южной Альберте (Канада) Дэн Фокс и его работник, Мэн Блэкплум, пытались установить панели ограждения на место, несмотря на ветер в 97 км/ч. На следующий день наступал день отъема телят, и забор должен был быть прочным, чтобы их можно было отделить от матерей.

Два члена племени Кайна, также известной как блады (“племя крови”), упирались в панели ограждения высотой 3,5 м, чтобы прибить их к столбам, но те развевались на ветру, как гигантские деревянные флаги. На другом конце пастбища 30 бизонов стояли, прижавшись друг к другу, в углу, не обращая внимания на суматоху. По словам Фокса, они были частью первого стада бизонов, пришедшего в заповедник Блад за последние 150 лет. Племя Кайна — одна из четырех племенных групп в конфедерации Черноногих, которая включает в себя племя Черноногих в Монтане.

63-летний Фокс считает, что животные помогли ему продлить жизнь. Более 20 лет назад он был болен раком, и по совету целителя и натуропата из Черноногих он изменил свой рацион, заменив обработанные продукты мясом бизона и другими продуктами предков. Его здоровье улучшилось, и сегодня он говорит, что чувствует себя лучше, чем когда-либо. Он убежден, что его семья и община, как и он, только выиграют от того, что бизоны вернутся на землю и в их жизнь.

Он рассказывет, что еще более важно — бизоны начали учить его своей культуре и тому, что значит быть членом Черноногих. “Старейшины в те времена предсказывали, что коренные народы начнут отвоевывать свои земли и свой образ жизни только тогда, когда вернутся бизоны”, — говорит Фокс.

Согласно исследованиям, в 1500-х годах в Северной Америке насчитывалось от 30 до 60 миллионов бизонов. Четыреста лет спустя осталось около 1000 бизонов, что стало результатом государственной политики, поощрявшей истребление животных — в основном для того, чтобы победить коренных жителей и загнать их в резервации.

Предки Фокса и Блэкплума зависели не только от бизонов, но и от экосистемы Великих равнин, вместе с которой развивались животные. Сегодня эта экосистема находится под угрозой исчезновения: по последним оценкам, около половины территории Великих равнин переделали под пашни, застройку или использовали в других целях, причем каждый год они охватывают все больше земель. Когда это происходит, биоразнообразие снижается, а места обитания фрагментируются, что делает землю менее устойчивой к воздействию глобальных сил, таких как изменение климата.

В начале 2000-х годов Фокс превратил скотоводческую ферму в бизонье ранчо, что стало частью движения по всему североамериканскому Западу, направленного на возвращение бизонов в части их исторического ареала обитания ради коллективного благополучия различных коренных народов Канады и США. Несколько племен создали свои собственные стада, часто на землях, которые ранее использовались для выпаса скота. Но главной целью многих коренных племен является восстановление свободно пасущихся диких стад на племенных и государственных землях, а также защита и улучшение оставшихся пастбищ, по которым когда-то бродили бизоны. Но существуют социальные и политические проблемы, которые уже давно стоят на пути воплощения этой идеи в жизнь.

В настоящее время в Северной Америке насчитывается около 500 000 бизонов, занимающих менее 1% своего исторического ареала. Все стада, кроме нескольких, таких как стада в Йеллоустоуне, в горах Генри (штат Юта) и в Национальном парке Банфф, живут в пределах ограждений. Даже так называемые дикие стада не приветствуются за пределами парков и охраняемых территорий. В основном потому, что многие владельцы ранчо не хотят конкуренции за пространство и траву, а также опасаются распространения бруцеллеза — болезни, которая может вызвать у скота, а также у оленей, лосей и других диких животных выкидышей.

За пределами Йеллоустонского национального парка коренным американским племенам, имеющим договорные права, разрешено охотиться на животных, когда они покидают парк, что является одним из способов управления популяцией бизонов в парке. До недавнего времени все оставшиеся бизоны отправлялись на убой. Но коренные американские племена и Межплеменной совет по бизонам (организация, зарегистрированная на федеральном уровне и представляющая интересы племен, которые хотят вернуть бизонов в свои резервации) пытаются изменить эту ситуацию. Вместо того чтобы отправлять излишки бизонов на убой, они хотели бы, чтобы эти животные возвращались в резервации коренных американцев, которые хотят создать свои собственные стада и пополнить существующие. В резервации Форт-Пек племенами Ассинибойн и Сиу был построен объект, специально предназначенный для изолирования йеллоустоунских бизонов. В рамках программы Форт-Пек йеллоустоунских бизонов перевозят на грузовиках из центра содержания за пределами парка прямо в резервацию Форт-Пек, где их помещают в изоляцию до тех пор, пока они не пройдут тщательное тестирование на бруцеллез (которое может занять до двух лет).

Многие коренные американцы и не коренные жители региона в настоящее время разводят крупный рогатый скот, но за последнее десятилетие исследования показали, что бизоны являются более экологичными животными.

“Есть небольшие нюансные различия, которые имеют существенные последствия”, — говорит Кит Аун, биолог по охране природы и бывший специалист по бизонам Общества охраны дикой природы, неправительственной организации со штаб-квартирой в зоопарке Бронкса, которая занимается защитой дикой природы и диких мест. Одно из самых больших различий заключается в том, что крупный рогатый скот, как правило, держится поближе к источникам воды и разбредается не так широко, как бизоны. Большинство пород крупного рогатого скота пришло из Европы, где они процветали в более влажных и замкнутых пространствах. “Это зависит от того, какие цели вы преследуете, — говорит Аун. — Если вы хотите создать монокультуру с максимальным количеством травы, то пастбище крупного рогатого скота может привести к такому результату”.

“Но если вы ищете сложные экосистемы, обладающие устойчивостью и способностью выживать при изменении климата и адаптироваться к значительной динамике, которая происходит в нашем мире, — продолжает он, — вы не будете пасти скот, и определенно не только скот”.

Еще одним преимуществом бизонов перед крупным рогатым скотом является их способность регулировать свой метаболизм в соответствии с условиями окружающей среды. Зимой их ареал обитания такой же, как и летом, но они потребляют меньше калорий и могут выжить на гораздо меньшем количестве корма, например, в засушливый год.

“Возвращение бизонов на их землю — это прекрасная идея”, — говорит Коллин Густафсон, владелец ранчо на северо-западе Монтаны и член Ассоциации животноводов племени блэкфит. Но “люди, чьи дворы это затронет”, “сильно отличаются от тех, кто живет в городе, или тех, чьи средства к существованию не зависят от пастбищ и наличия заборов”.

Густафсон обеспокоен тем, что скотоводам, которые все еще пытаются заработать на жизнь, придется конкурировать с бизонами, а также нежелательными последствиями, такими как прорыв через заборы и смешение со стадами скота тех скотоводов, чьи владения прилегают к пастбищам.

Несмотря на это, бизоны являются мощным символом для племен на севере Великих равнин, и некоторые из их членов устали от того, что другие указывают им, что уместно или разрешено на их исконных землях, а что — нет. Бизон — это “животное, бывшее раньше абсолютно свободным, — говорит Хелен Аугаре Карлсон, член племени Черноногих штата Монтана. — Коровы привыкли к тому, что их кормят. Они будут ждать, пока их накормят. И мы [коренные американцы] стали такими же. Нас слишком долго держали в загоне”, — утверждает она. После того как политика правительства довела бизонов до почти полного исчезновения, Аугаре Карлсон сказала, что ее народ был вынужденно зависим от правительства в плане продовольствия. “Мы больше не ходили на охоту. Мы ждали пайков, и это нас убило”.

Аугаре Карлсон имеет в виду голодную зиму 1883-1884 годов, когда бизоны были почти полностью истреблены, а у правительства США не было достаточного количества пайков или запасов, чтобы прокормить Черноногих во время холодных зимних бурь на северных равнинах Монтаны. В результате около 600 мужчин, женщин и детей Черноногих — более шестой части населения племени — умерли от недоедания.

Не так давно Аугаре Карлсон сидела в своем доме в резервации Черноногих в Браунинге (штат Монтана), что примерно в 70 милях к югу от ранчо Фокса в Альберте. Глядя в окно напротив нарисованного черепа бизона, украшающего стену, она размышляла над рассказами о своем прапрадедушке, который, по ее словам, участвовал в последней охоте на бизона в конце 1800-х годов.

Затем она с улыбкой вспомнила тот день в 2016 году, когда в резервацию Черноногих из национального парка “Лосиный остров” в Альберте прибыли 88 бизонов, потомков тех самых стад, на которые охотился ее прапрадед.

“Это семья, с которой мы давно не виделись”, — говорит она. — Это стадо — за сохранение и за жизнь, за признание того, что мы все принадлежим земле. У нас есть причины заботиться друг о друге”.

Бизоны с Лосиного острова, которые сегодня живут на бывшем скотоводческом ранчо в резервации Черноногих, являются плодом более значительных усилий по восстановлению свободно гуляющего стада на племенной земле в восточной части Национального парка Глейшер, возглавляемых в основном племенем Черноногих и народом Кайна. Это стадо сможет свободно бродить как по племенным, так и по государственным землям и пересекать США и Канаду. Такова, во всяком случае, цель. Пока же они живут на землях племени и находятся под управлением Национальной программы Черноногих о бизонах, филиала сельскохозяйственного департамента племени, который управляет стадами, принадлежащими племени на территории резервации Черноногих.

Члены племени смогут охотиться на бизонов, что позволит держать их популяцию под контролем и восстановить традиционные отношения между бизоном и охотником, лежащие в основе духовности Черноногих.

“Когда мы говорим, что мы тесно связаны с бизонами, это ключевой элемент культуры, — утверждает Лерой Литл Бэр, старейшина племени Кайна и почетный профессор по изучению коренных американцев в Университете Летбриджа. — Это связано с нашими традициями, песнями, историей и, конечно же, с пропитанием”.

Идея создания трансграничного стада возникла в 2014 году, когда племена с обеих сторон границы собрались в резервации Черноногих в Монтане, чтобы подписать договор о бизонах. Это был первый случай за последние 150 лет, когда племена подписали договор между собой, как утверждает Дитл Бэр. В результате его многолетних усилий, а также племен Черноногих, Общества охраны дикой природы и других договор признает духовное, культурное и экологическое значение бизонов и подтверждает желание восстановить их популяцию сначала в резервациях, а затем и на больших участках государственных земель.

“Мы видим сильно пострадавшие из-за колониализма поселенцев пастбища. Когда земли были отобраны у коренного населения и засажены европейскими видами, бизонов выгнали оттуда и поставили заборы вокруг”, — говорит Кристина Айзенберг, эколог из числа коренного населения, которая помогает племени Черноногих и народу Кайна воссоздать стадо бизонов.

“Бизоны, — говорит Айзенберг, — создают более устойчивые к изменению климата пастбища. Они способны продолжать приносить пользу этим пастбищам даже тогда, когда на Земле становится все жарче и жарче. Бизоны увеличивают биоразнообразие, а биоразнообразие, в свою очередь, — это страховка против изменения климата”. По словам Айзенберг, не только это, но и то, что бизоны любят валяться на больших открытых грязевых участках, вносит структурное разнообразие в местность, что повышает ее устойчивость.

Айзенберг, посвятившая себя изучению волков и бизонов, применяет сочетание западной науки и традиционных экологических знаний — области изучения окружающей среды, основанной на древних знаниях коренных народов. По ее словам, эта область особенно важна для усилий по восстановлению бизонов, учитывая, что индейцы равнин — термин, используемый для описания ряда коренных племен, населяющих Великие равнины США и Канады — зависели от этого животного и его среды обитания на протяжении тысяч лет.

“Бизоны исторически перемещались по местности в зависимости от пожаров, коренных американцев, хищников и климата”, — говорит Киран Кункель, биолог по охране природы, профессор Университета Монтаны и научный сотрудник Смитсоновского института. Кункель также сотрудничает с Американским заповедником прерий, некоммерческой группой, целью которой является восстановление бизонов, удаление заборов и объединение фрагментов частных и государственных земель для восстановления экосистемы родной прерии.

“Они перемещались и создавали ландшафт, являвший собой большую неоднородность, — добавляет он. — И поэтому они воздействовали на произрастание травы и наоборот, что и привело к биоразнообразию и появлению различных птиц, мелких млекопитающих, крупных млекопитающих и насекомых”, — рассказывает он.

“Изменения, которые мы видим сегодня, произошли из-за того, что мы сделали с другими видами непосредственно — не только из-за исчезновения бизонов, но и из-за борьбы с хищниками и управления ими с помощью ограждений, выращивания сена и манипуляций с пастбищами”, — утверждает Кункель.

По словам Кертиса Фриза, бывшего биолога Всемирного фонда дикой природы и Американского заповедника прерий, наибольшее влияние бизоны окажут на восстановление прерий после того, как будут убраны изгороди и искусственные источники воды, и бизоны смогут взаимодействовать с огнем. Огонь — естественная и важная часть экосистемы степной местности. Действуя совместно с выпасом травоядных, он ускоряет процесс разложения, который возвращает питательные вещества в почву. До появления европейских поселений коренные племена намеренно поджигали степь, зная, что после того, как трава сгорит, она восстановится в течение нескольких недель, а затем появятся бизоны, чтобы съесть богатые питательными веществами травы.

“Теперь у вас есть функционирующая экосистема, — говорит Фриз, — где доминирующее пасущееся животное может пастись, как это было обусловлено исторически, создавая гетерогенную среду обитания, имевшую решающее значение для эволюции, в частности, луговых птиц”.

Еще бизоны являются ценным источником белка для хищников в дикой природе, а также для племен, которые тоже хотят вернуть мясо бизонов в свой рацион. Их тушами питаются быстрые лисы, беркуты, медведи гризли и волки, вплоть до жуков и круглых червей. “И, конечно, это все равно, что взять мешок азотного удобрения и высыпать его на землю”, — говорит Фриз.

Помимо усилий коренных американцев по восстановлению бизонов, природоохранные группы по всей территории США уже давно борются за возвращение бизонов в некоторые части их родного ареала. Американское общество бизонов, Клуб Буна и Крокетта и Нью-Йоркское зоологическое общество занимаются исследованиями экологии и размножения бизонов. Одна из самых многообещающих работ проводится на исторических местах обитания бизонов в центральной Монтане под руководством Американского заповедника прерий. Некоммерческая организация имеет стадо из 810 бизонов на приобретенных ими землях, но многие владельцы скотоводческих ранчо рассматривают эти попытки как серьезную угрозу для их средств к существованию и образа жизни, что может привести к дальнейшей маргинализации их бизнеса.

В округе Глейшер, где находится резервация Черноногих, скотоводство является основой местной экономики. Многие владельцы ранчо, включая некоторых коренных американцев, рассматривают бизонов как угрозу, конкурентов за скудные ресурсы, такие как трава и вода, и потенциальных переносчиков болезней, смертельно опасных для скота. Однако другие владельцы ранчо пытаются восстановить землю путем изменения методов выпаса скота, что в некоторых случаях включает в себя управление скотом таким образом, чтобы имитировать исторические способы выпаса и перемещения бизонов по земле.

Бук Сент-Годдард, член племени Черноногих, владелец ранчо в пятом поколении и заместитель председателя Ассоциации животноводов племени Черноногих, занимает твердую позицию по вопросу о бизонах. “Они — заноза в заднице для тех, кто занимается ранчо прямо рядом с ними, — заявляет он, и добавляет, что они также уничтожают заборы, вынуждая таких фермеров, как он, нести расходы по их восстановлению.

Сент-Годдард также задается вопросом, какую выгоду получает его племя от стада, и беспокоится, что деньги, потраченные на содержание стада, могут не окупиться. Он сказал, что племя планировало встретиться с Ассоциацией животноводов, чтобы обсудить проблемы ранчеров, но за последние полтора года такой встречи не было. “Я думаю, что должна быть прозрачность. Необходимо рассказать людям, что они планируют”, — говорит Сент-Годдард.

Кристен Кипп Пребл, владелица ранчо племени Черноногих и член Ассоциации животноводов племени Черноногих, считает бизонов положительным фактором для своей культуры. Но, как и Сент-Годдард, она также признает борьбу за землю и природные ресурсы для тех, кто занимается ранчо в одной из самых холодных местностей на Западе. Она беспокоится, что появление свободно бродящих стад бизонов может сильно повлиять на средства к существованию владельцев ранчо.

Риск распространения бизонами бруцеллеза — болезни, которая вызывает выкидыши у скота и может передаваться между двумя видами животных, — также тревожит многих владельцев ранчо и усиливает их сопротивление идее свободного выгула бизонов. Ограждение пастбищ бизонов могло бы снять некоторые из этих противоречий, но Кип Пребл также обеспокоен тем, как эти ограждения могут повлиять на пути миграции других диких животных, таких как лоси, которых добывают многие члены племени, чтобы прокормить свои семьи в течение целого года.

В результате всего этого давления, говорит Кип Пребл, реинтродукция бизонов “должна быть проведена таким образом, чтобы позаботиться обо всех”. Это означает улучшение ограждений, большую ясность программы Национальной программы Черноногих о бизонах относительно их целей и намерений, а также обеспечение того, чтобы содержащие скот люди не были вытеснены стадом бизонов.

В резервации Блад Дэн Фокс, владелец бизоньего ранчо Кайна, каждый октябрь проводит церемонию, во время которой заготавливаются три бизона, чтобы накормить старейшин и нуждающиеся семьи общины. Старейшины общины приходят и дают свои благословения, а также учат молодых членов общины, как добывать и забивать мясо, превращая бизона в пропитание и используя все части животного для других церемониальных и культурных целей.

“Если ты знаешь, откуда ты родом, и у тебя есть такая связь, это дает повод гордиться, — говорит Аманда Уизелфат, кайнайская женщина, каждый год участвующая в сборе урожая Фокса. — Подумать только, ведь раньше их здесь было так много, что они без труда поддерживали нашу жизнь. Они были нашей жизненной силой. Для меня это очень унизительная и сильная вещь”.

“Сохранение бизонов не будет успешным, если оно не будет осуществляться в сотрудничестве с коренными жителями и с учетом традиционных экологических знаний”, — утверждает Айзенберг.

“Это расширяет возможности местных общин, делает им честь и помогает залечить часть нанесенного ущерба — геноцида и подобного”.

Как сказал Фокс в конце дня отъема, стоя в загоне и разглядывая телят, которых отделили от матерей: “Все, что происходит сейчас, — имеется в виду восстановление бизонов, — это духовная сторона силы бизонов, оказывающей сильное влияние”.

В феврале Фокс и члены племени Кайна наконец-то достигли своей цели, вернув принадлежащее племени стадо бизонов в заповедник Блад. Животные были привезены из Национального парка Лосиный остров, из того же генетического поголовья, которое обитает в резервации Черноногих.

“Этих животных вернули, чтобы восстановить ключевую часть нашей окружающей среды, — говорит Фокс. — В долгосрочной перспективе это будет выгодно как для людей, так и для окружающей среды в заповеднике”.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook: