Как СССР репрессировал украинское кино

Россия, будь это империя, советский союз или федерация, всегда пыталась либо присвоить достижения и деятелей украинской культуры, либо если не удалось присвоить — уничтожить, затереть, забыть, репрессировать такие достижения или деятелей. Так было и с представителями направления украинского поэтического кино, существовавшего в течение 1960-70 годов. Пятеро из семи режиссеров этого направления были так или иначе репрессированы, а фильмы долгое время «лежали на полке», то есть были запрещены советской цензурой для показа. Рассказываем об украинском кино и кинематографистах, которых пыталась сожрать советская россия.

Украинское поэтическое кино

Украинское поэтическое кино — это направление кинематографа, существовавшее в СССР в течение 1960-70-х годов.

Первым фильмом этого направления считается драма Сергея Параджанова «Тени забытых предков», а последним — «Вавилон ХX» Ивана Миколайчука. Особенность этих фильмов — это тяготение к притчеподобному рассказу и метафоричность и аллегоричность сцен. Режиссеры пытались рассказать истории советского беспредела через образы и символы. Такие фильм были как кость в горле коммунистической цензуре.

«Тени забытых предков»

Экранизация повести Михаила Коцюбинского о гуцульской вариации Ромео и Джульетты — это очень знаковая картина для украинского диссидентского движения.

Показ именно этой ленты стал символическим началом диссидентского движения в Украине. На премьере картины, 4 сентября 1965 года, в киевском кинотеатре «Украина» литературный критик Иван Дзюба, молодой поэт Василий Стус и журналист Вячеслав Чорновил призвали подняться всех, кто против репрессий в СССР. Это дало толчок к мощной правозащитной кампании в советской Украине.

Сергей Параджанов

Армянин, который «отсидел» за украинский буржуазный национализм

Украинский режиссер армянского происхождения Сергей Параджанов взялся экранизировать повесть Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков» со словами: «Я армянин, мне украинский буржуазный национализм пришить не смогут». Однако именно за это его преследовала советская власть.

Режиссер активно участвовал в диссидентском движении в Украине. В 1973 году Параджанова арестовывают на пять лет, обвиняя в гомосексуальности, спекуляции и украинском национализме. «Гомосексуальная статья» автоматически усложняла жизнь Параджанова в заключении. Позже свой опыт пребывания в тюрьме он выложит в сценарии «Лебединое озеро. Зона».

Уволить Параджанова требовала ряд мировых художников, в частности, Луи Арагон, Федерико Феллини, Жак-Люк Годар. После увольнения режиссеру запретили возвращаться в Украину.

Юрий Илленко

Режиссер запретного кино

Почти все Фильмы Юрия Илленко советская власть запрещала. Его интерпретация Гоголевских рассказов «Вечер накануне Ивана Купала», которая иносказательно рассказывала историю Украины, была не просто запрещена, но заставила советскую пропаганду врать миру, что такого кино Ильенко никогда не снимал.

А драму о жизни пограничной буковинской деревни «Белая птица с черной отметиной» советская цензура назвала «самым вредным фильмом, сделанным в Украине». Чтобы избежать ареста, Ильенко вынужденно мигрирует на несколько лет в Югославию, но со временем все же возвращается в Украину.

Из десяти снятых Ильенко фильмов в СССР — восемь были запрещены, а съемки фильма «Мечтать и жить» советская цензура срывала 42 раза.

Владимир Денисенко

Режиссер школы ГУЛАГ

Владимир Денисенко — представитель «украинского поэтического кино», который был репрессирован еще до появления этого направления в кинематографе. В 1948 году его, тогда еще второкурсника Киевского театрального института Карпенко-Карого, осудили на пять лет ГУЛАГУ за «украинский буржуазный национализм».

Несмотря на то, что Денисенко был реабилитирован после смерти Сталина, за его творческой деятельностью до конца жизни следила цензура и органы КГБ.

«Жнецы» реж. Владимир Денисенко

Иван Миколайчук

Главный актер украинского поэтического кино

Свой путь в кино Иван Миколайчук начал как актер. Его первая роль — Тарас Шевченко в биографической картине Владимира Денисенко «Сон». Мировую славу актеру принесла роль Ивана Палийчука в «Тенях забытых предков» Параджанова. Впоследствии была еще одна блестящая роль казака Василия в интерпретации Гоголевской повести «Пропала грамота». После этих ролей, Миколайчук был заклеймен партийным клеймом «неблагонадежный». Это значило, что актеру запрещено сниматься в фильмах и посещать зарубежные фестивали.

В 1979 году Иван Миколайчук снял собственную ленту «Вавилон XХ» — аллегорический рассказ об истории XX века. Этот фильм считается завершившим историю направления «украинского поэтического кино», однако влияние этого феномена ощущается даже у современных украинских режиссеров.

gogol_media