10 популярных человеческих заблуждений на Исповеди

Исповедоваться никогда не рано, хотя всегда может быть поздно. Не забывайте об этом.


Написать этот текст меня подтолкнули многочисленные разговоры с людьми, которые любят исповедоваться принципиально накануне Пасхи. Обычно, я сдерживаюсь, чтобы не спросить прямо: с какого ты чуда пришел на Исповедь, если весь год до этого, и уж точно год после нашего разговора, мы больше не увидим тебя в храме? Конечно, я такого не скажу, потому как священник буду идти на невероятные шаги, чтобы этот человек ко мне вернулся. Однако, зачастую, не имея возможности увидеть людей снова, я подумал, что вполне логично написать несколько слов к ним, с объяснением хотя бы десяти самых распространенных заблуждений, которые можно от них услышать. Конечно, это не единственные «крылатые фразы», ​​которые встречаются духовникам. Вполне вероятно, что другие священники слышат совсем другие оправдания. Однако, давайте хотя бы с чего-то начнем. Вашему вниманию 10 типичных фраз, которые можно услышать от человека, пришедшего каяться, но своим «покаянием» еще больше отдалился от Бога.

1. «Я постоянно исповедуюсь. Перед Пасхой … »
Давайте начнем с главного. Исповедоваться надо не смотря на календарь, а внимательно анализируя свою жизнь, свои достижения и ошибки. Знаете, ни один «нормальный» христианин не будет терпеть целый год, нося на себе бремя собственных страстей и грехов, прекрасно осознавая, что от их можно избавиться, принеся свое покаяние Богу и священнику. Как будто резкая зубная боль, верующему человеку должен болеть каждый совершенный им грех. Мы же не ждем целый год, когда у нас болит зуб! Мы даже один день не хотим терпеть эту беду. К сожалению, к своей душе мы относимся более легкомысленно. Исповедоваться раз в году, только перед Пасхой — это не только не является свидетельством нашей веры, а наоборот — именно это прекрасно проявляет отсутствие веры и полную нечувствительность к собственному аномальному состоянию пребывания в грехе. Тот, кто исповедуется только перед Пасхой, делает это не от страха Божия, а из-за стыда перед людьми. Если бы был страх Божий, человек бы не смог стерпеть угрызений совести за грех даже до утра, не то, что ожидать долгие дни и месяцы, чтобы принести Господу свое покаяние. Зато, идя к Исповеди вместе со всеми, «за компанию» человек показывает, что прежде всего для него важно мнение о нем не Бога, а других людей. Ему стыдно, что кто-то может подумать о нем, что он грешник, который не ходит в церковь! Конечно, это не так! Люди на полном серьезе уверены, что даже если их и можно назвать грешниками, то они уж точно не грешнее своих соседей! Так, эти «верующие» не только хотят обмануть других, но и готовы самих себя всю жизнь убеждать в удобной для них лжи. На самом деле Исповедь должна быть регулярной. Не реже раза-двух в месяц.

2. «Я не питаю особых грехов, только повседневные …»
Конечно, не может не удивлять, как люди, которые никогда не открывали ни одной книги по богословию и аскетике, умеют безошибочно различать «повседневные» грехи от каких-то других, а главное — замечать их за собой. Очевидно, в системе ценностей таких лиц повседневные грехи не так страшны, потому противопоставляются более ужасным и опасным. На самом деле, это большая ошибка — пренебрегать опасностями малых грехов. Если каждый раз идя домой, мы будем приносить с улицы небольшой камень, то уже совсем скоро наше жилище будет полностью наполнено мелкими камнями! Между прочим, Святые Отцы предупреждали, что очень часто покаяться в больших падениях человеку бывает проще, чем научиться контролировать те грехи, которые вроде бы не столь смертельны. И вот именно поэтому Православная Церковь никогда не имела четкого разделения на большие и малые грехи. Все грехи без исключения — это отрава, смерть. Все они для человека одинаково вредны и опасны. Спросите любого химика: для того, чтобы смертельно отравиться, вам совсем не обязательно выпивать целое ведро опасного напитка. Некоторые токсичные вещества убивают человека только своими испарениями или газами. Так же действует и на нас всякий грех. Грех — это уже по определению то, что несет человеку смерть. И было бы очень глупо среди различных сортов отравы выбирать тот, что приятный на вкус. Здравый смысл говорит обходить даже мысли об этом.

3. «Я не соблюдаю пост, потому что меня уже нет хорошего здоровья (денег) …»
Невероятное количество людей действительно верят в то, что определенные внешние условия или состояние здоровья могут стать им помехой к полноценному христианскому посту. На самом деле, все совсем наоборот. Простая еда всегда дешевле высокопитательной и калорийной. Другое дело, что никто из нас не хочет есть простую пищу. Конечно, легче придумать отговорки, типа: «я без мяса не наедаюсь» и т.д. Здесь можно ответить, что для организма полезнее останавливать трапезу с легким голодом, а потому ничего не случится, если хотя бы несколько раз в году мы попробуем это сделать. А еще, следует заметить, что для каждого человека возможен и необходим свой собственный уровень поста. Другое дело, что не все люди готовы принять эту мысль. Если обычно я съедаю десять буханок хлеба, а в пост смогу заставить себя отказаться от пятерых — я буду героем. В то же время, человек, который обычно ест четыре ломтя так и будет есть четыре — ничего для себя не получит. Тот, кто ест пять хлебов все равно его превзошел. Понимаете, о чем я? А еще надо заметить, что настоящий пост, это работа на всех трех уровнях природы человека: духовном, душевном и телесном. И если один из уровней может иметь определенные послабления, то два других наоборот — должны наверстать все упущенное. Больше съел? Больше молись! Обычно, люди об этом не думают. Отказавшись от самоконтроля в деле питания, они почти всегда перестают контролировать и свое внутреннее состояние. Спросить таких, разве отказываясь от скоромного, они стали больше молиться, больше творить милостыню, больше читать Святое Писание, вряд ли вы получите положительный ответ. Как правило, перед вами будет стоять человек, для которого пост это запрет на употребление колбасы и не более. Хотя, пост это совсем не об этом.

4. «Самый большой мой грех — то, что я невенчанная с мужем …»
Человек не понимает почему именно Церковь рекомендует людям не жить в блуде, а узаконить собственные отношения. Прежде всего это следует сделать потому, что Таинство Венчания — это непосредственная, прямая помощь Бога, это Христово благословение супружеской паре. Ничто, что мы делаем без благословения, не может быть удачным в полную силу. И если человек отказываясь от Божьего благословения, все равно почему-то надеется на счастливую жизнь, мне хочется спросить только одно: «вы это серьезно?». Конечно, церковный брак никаких гарантий счастья не дает. Однако, вы должны знать, что супружеской паре, которая пригласит в свои отношения Христа, все будет получаться намного лучше. Все, за что бы они ни брались. Ну, и еще одно. Очень часто отсутствие венчания у законно расписаной в госорганах пары свидетельствует не о том, что человек не верит в Бога, а наоборот! Он настолько серьезно относится к церковному браку, который считает вечным и неразрывным, что даже расписавшись со своей избранницей, не рассматривает ее кандидатуру как свой окончательный выбор. Этот светский брак можно расторгнуть в любой момент. Но церковный — это нечто более серьезное и незыблемое. Поэтому, очень часто священник вынужден разъяснять человеку, отсутствие у него церковного брака это не столько проблема его отношений с Церковью, сколько проблема его отношений с женой, с которой он проживает.

5. «Не хожу часто в церковь, потому что работа такая, что нет никогда времени …»
Конечно, «на работу» в церковь ходят только священник и дьячок. Все остальные люди вынуждены так планировать свое время, чтобы в распорядке дня, кроме профессиональных обязанностей, оставалось место и на домашний труд, на занятие с детьми, и на хозяйство, а также на отдых. Поэтому, нет ничего удивительного, когда вечно занятой человек не может выйти из этой изнурительной коллизии обязанностей. Тем не менее, могу вас заверить, что при желании человек может найти возможности на все, что угодно. Я даже открою вам страшную тайну. В нашем с вами мире существуют священники, которые вынуждены совмещать служение в храме со светской работой. Представляете? И даже в таком случае они как-то умудряются приходить в храм. Причем, не один раз в год, но делают это постоянно, каждую неделю, иногда — несколько раз в неделю. Часто — дважды в день — утром и вечером. Опять же повторю — все зависит от желания. Кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — только отговорки. И вы не представляете, как жалко выглядите, так нелепо себя оправдывая. Рыбаки встают в три часа ночи, чтобы только подержать в руках любимую удочку над озером. А владельцы собак ежедневно готовы просыпаться в пять-шесть, чтобы выгулять своего питомца. Все дело в любви. И очень обидно, когда человек удочку или собачку любит больше, чем молитву. В конце концов, существует целый ряд профессий, которыми не могут заниматься христиане.

6. «У меня работа такая, что должен иногда обмануть или украсть …»
Нет сомнения, что немало профессий дают возможность вместе с законными способами прибыли, получать и не вполне законные. Скажем, некоторые мотивируя малой зарплатой или плохим отношением руководства, оправдывает свои кражи или так ведет дела, чтобы часть только что полученной от клиентов прибыли можно было оставить себе. Немалая часть профессий оставляет людям возможность требовать и брать взятки, другие — просто обманывают клиентов продавая им некачественной товары или услуги. Кто-то разводит молоко водой, а кто-то просто не правильно отдает вам сдачу на кассе. Все эти вещи имеют общий корень — страсть корыстолюбия. На самом деле, нет таких обстоятельств, при которых человек был вынужден воровать, и это бы не считалось ей грехом. Именно поэтому Церковь никогда не канонизировала Робин Гуда. Доброе дело — делиться с бедными. Однако, никто и никогда не может делать это добро, используя злые методы. Именно поэтому, я бы хотел напомнить, что когда вы будете с каждой сотни украденных гривен двадцать жертвовать на храм, вы все равно останетесь в глазах Господних вором. В конце концов, вором вы будете, даже если из сотни на храм будете отдавать девяносто девять. Христианин это не тот, кто воруя будет вспоминать об Исповеди. Христианин — это тот, кто будет бояться украсть, потому что не знает, простит ли Бог ему этот грех. Собственно, именно поэтому мы различаем понятия «Исповедь» и «Покаяние». Во многих случаях это не только не тождественные понятия, но
и противоположные.

7. «Врач предупредил, что без половой жизни я буду болеть …»
В чем не откажешь блудникам — так это в фантазии. И для того, чтобы в этом убедиться даже не нужно ходить в секс-шоп. Очень часто верующие люди, которые крепко связаны этой страстью много лет пытаются придумать сначала для самих себя, а потом уже и для своего духовника уважительное оправдание определенным своим греховным поступкам. Скажем, собственную склонность к онанизму оправдывают тем, что все-таки это меньший грех чем прелюбодеяние. А увлечение порнографией оправдывают тем, что «я только смотрю, а не принимаю участие». А еще есть такое оправдание, особенно в женщин среднего возраста. Они убеждены, что все болезни «по-женски» лечатся активной половой жизни, к которому можно привлекать разных мужчин, потому что «цель оправдывает средства». Такие лица убеждены, что лучше «спать» с кем угодно, лишь бы это принесло пользу для организма. Конечно, я не врач. И не специалист в такой тонкой науке, как строение человеческого тела. Однако, некоторые вещи понятны мне даже как профану в гинекологии. Во-первых, наша душа и тело связаны в один-единственный невидимый клубок. И поэтому, не может быть ничего такого, чтобы было полезно для одной части этого клубка, но вредным для другого. Девственность — это невероятное богатство человека, которое буквально освящает его, — делает святым. Половая жизнь также создана Богом, причем, не только для деторождения, но и для наслаждения супружеской пары. Однако, опять подчеркну: это правило действует только в рамках законной супружеской пары. А в отношении врачей, то скажу может что-то очень неприятное. Врачам нужно иметь пациентов, которые часто болеют и часто обращаются за советами. Именно поэтому некоторые из них и распространяют подобные мифы. Кто хочет секса, по словам апостола Павла, пусть женится, а не блудит. На самом деле все просто. Чем больше будете ковыряться в носу, тем быстрее ваш нос начнет болеть. Не будете его касаться — и нос вас не будет беспокоить. И это касается не только вашего носа. А в заключение, хочу напомнить свое любимое святоотеческое высказывание о блуде. Один святой старец прямо писал: «Со всеми грехами борись, а от блуда — беги».

8. «Всем все прощаю, ни на кого обиды не затаила …»
Мы должны быть очень осторожными в своих слов. Потому что в этом лежат корни всех наших мыслей и поступков. Эти вещи вообще между собой взаимосвязаны. Обычно, люди честно каются в том, что грешат словам, когда используют грязную брань, матерятся. Конечно, это грех, болезнь, недостаток. Однако, не меньшим грехом для человека является использование словесных оборотов, которые являются лживыми сами по себе. Скажем, такой, как вот этот. Как можно простить все всем и ни на кого не затаить обиды? Тот внутренний механизм, который заставляет нас кого-то любить или ненавидеть не подчиняется нашему разуму. А потому, ни один человек, который решит быть бесстрастным на самом деле не достигнет совсем ничего, без Божьей помощи. Потому что мы не только на словах должны это декларировать, но и подтверждать это конкретными делами, чего мы не делаем. По опыту жизни Святых Отцов, из их мудрой науки мы знаем, что не существует бесстрастных людей. Каждый из нас, в свою меру поддался греху и служит ему. А потому, когда кто-то говорит, что «всем все прощает», он или вас имеет за дурака, или сам таковым является. В конце концов, простить гипотетическое «все» гипотетическим «всем» гораздо проще, чем простить соседа, который посягнул на твою межу, или конкретному человеку, который публично нас унизил или совершила другое сознательное зло. Чем больше человек будет приближаться к Господу, тем больше ему будет открываться бездна собственной греховности. И наоборот — чем дальше он будет отходить от нормы христианской жизни, тем меньше грехов он за собой будет замечать. Грехи у него будут, но он будет слеп, чтобы принять их за грех.

9. «нет греха, потому что старая, никуда не хожу, детей нет и живу одна …»
Многие люди связывают собственный духовное состояние исключительно с внешними обстоятельствами своей жизни. Мол, был молодой — то грешил так же, как все. А теперь уже состарился, то и грехов никаких нет. Сижу дома, почти святой и безгрешный. А еще, некоторые женщины также любят объяснить собственную праведность тем что живут затворницами, а потому не имеют с кем ссориться, даже если бы этого очень хотели. В чем здесь ошибка? А в том, что наше духовное состояние отнюдь не зависит от внешних обстоятельств. По крайней мере, не столь зависит, чтобы при изменении образа жизни человека кардинально менялось качество духовной жизни. Скорее мы можем сказать наоборот. Куда бы человек не убегал от внешних обстоятельств, он всегда берет с собой самого себя. Помните выражение: «От себя не убежишь»? Так вот он как раз об этом. Не внешние обстоятельства определяют судьбу человека, а его внутренний мир строит вокруг человека эти обстоятельства. Именно поэтому ворами становятся не бедные, а богатые. Блудниками могут быть не только юноши, но и старые старики. Завистниками могут быть не мелкие клерки, но большие начальники. А тщеславным может быть даже «бомж», которому посчастливилось найти в мусорном баке на одну пустую бутылку больше, чем это удалось его «коллеге». Все у нас в голове, в сердце. Иногда одинокий человек настолько озлобится на весь мир, что не имеет никакого значения то, сколько людей его окружают. Ибо действительно, жить самому — это большое искусство.

10. «Есть много грехов, но больше всего меня мучает теща, зять, дочь, сын, муж, жена …»
И напоследок, хотелось бы подытожить наш разговор наиболее типичной ошибкой людей, которые приходят к священнику. Убедительное большинство исповедников вместо Исповеди, подходит к аналою, чтобы если не явно «заложить» своего родственника или сотрудника, то хотя бы сильно пожаловаться на него. Конечно, нас окружают плохие люди. Я вполне могу с этим согласиться. Однако, надо понять одну очень важную, хотя и элементарную вещь. В любом споре виноваты двое. 50 процентов вины лежит на вас, а остальные 50 — на вашем оппоненте. Почти всегда. А если нет, то на вас 70, а на нем 30! И если вы пришли каяться в своих грехах, но о них упорно молчите, говоря только о чужих, это значит, что вы не хотите получить Божье прощение. Священник не психолог, чтобы выяснять кто из вас прав, а кто провинился. Его дело очень простое: убедиться, что вы признаете свои ошибки, чураетесь их и больше не хотите повторять. Все остальное пустословие, обвинения других, оправдание — говорят, о том что сама идея покаяния вам неинтересна в принципе. А то, что вы пришли в церковь — это просто любопытство, пустая формальность и желание произвести впечатление на других, убедить всех, что вы человек благочестивый и верующий. Хотя, конечно, это неправда.

****
Этот текст написан не потому, что я не люблю плохих исповедников. Наоборот. Именно потому, что они мне не безразличны, я потратил свое время и усилия, чтобы еще раз поговорить об этих важных вещах. Эти вещи нужны нам круглый год. Исповедоваться никогда не рано, хотя всегда может быть поздно. Не забывайте об этом.

Источник: prikolno.cc

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook: